А что вы знаете о Ханжонкове? ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ Валерий ГЕРЛАНЕЦ ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ Ханжонков — родоначальник российского кино Наш столь знакомый глазу Донецкий кряж — край угля и металла. К тому же, на его территории не было и нет каких-либо природных, исторических или культурных достопримечательностей общемирового уровня, которые бы привлекали потоки туристов и кинематографистов. Терриконы — увы, не древнеегипетские пирамиды, а «Донбасс Арена» — не римский Колизей. Никогда не было здесь и собственных крупных киностудий (телестудии не в счет), и все же этот промышленный регион оставил достойный след в кино — и документальном, и художественном. Деятелей кинематографа Донецкий край всегда привлекал своей индустриальной мощью, темпами развития, а еще людьми особого склада, подлинными героями нашего времени. Все эти факторы влекли документалистов, которые стремились запечатлеть на пленку главные приметы эпохи и тех, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Снимали на фоне терриконов, копров и чадящих заводских труб также и художественные фильмы о шахтерах, металлургах и, конечно же, о любви. А еще именно Донбасс дал стране и миру родоначальника отечественного кино Александра Ханжонкова. В своей автобиографической книге «Первые годы российского кинематографа» Александр Алексеевич отмечает: «Родился в деревне Макеевка на землях Войска Донского в дворянской родовой усадьбе Ханжонково (сейчас одноименный поселок, входящий в черту г. Макеевки) в семье отставного казачьего офицера. По семейной традиции я готовился стать военным: окончил юнкерское училище и уже в возрасте 20 лет произведен в офицеры». После окончания училища прослужил семь лет в расквартированном в Москве Донском казачьем полку. Военная служба оставляла мало свободного времени, но молодой хорунжий все же посещал театры, художественные выставки, интересовался литературой. Во время русско-японской войны казачий подъесаул Александр Ханжонков повел за собой в наступление сотню, был тяжело ранен, награжден медалью. По состоянию здоровья вынужден был уйти в отставку, получив пять тысяч рублей подъемных. Случайное посещение синематографа в Ростове-на-Дону круто перевернуло его жизнь, и он принимает решение вложить полученную сумму сначала в прокат, а затем и в производство отечественных фильмов. «Я вышел на улицу опьяненный, — признался он позже. — То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия». Первые игровые фильмы в России появились через 12 лет после рождения кинематографа. Как известно, первый киносеанс провели братья Люмьер 28 декабря 1895 года в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов — это событие и стало официальной датой рождения кинематографа. А в России первый киносеанс прошел в Санкт-Петербурге менее чем через полгода, в мае 1896-го. Публика увидела несколько роликов продолжительностью всего 45-50 секунд. Реально живое изображение на белом экране произвело неизгладимое впечатление и особо заинтересовало людей с предпринимательской жилкой. Вот почему синематограф в Российской империи получил бурное развитие и вскоре появился во всех крупных городах. И, несомненно, большой вклад в этот процесс внес уроженец нашего края Александр Ханжонков. Совместно с заведующим отделом «Синема» фирмы «Пате» Эмилем Ошем он создал фирму по продаже иностранных фильмов и киноаппаратуры, однако вскоре из-за коммерческих неудач она распалась. Но в 1907 году Ханжонков открывает в Москве новую фирму «Торговый Дом А. Ханжонков и К°». На верхнем этаже располагалась его квартира, на первом — контора фирмы, небольшое съемочное фотоателье и проекционный зал, а в подвале — кинолаборатория. Летом 1908-го в Кунцево Александр Алексеевич снимает свой первый игровой фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». По его собственному признанию лента вышла не очень удачной. Примечательной особенностью этого фильма стала его документальность: достоверно воспроизведенный на экране быт, таборная суета, убогие кибитки кочевников, самобытные цыганские наряды. Эта картина могла стать первым русским национальным фильмом, но Ханжонков по каким-то причинам «замешкался» с ее выпуском и его на два месяца опередил Александр Дранков, показав в Петербурге фильм «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Киноателье Дранкова сняло его позже ханжонковского фильма, но показало раньше. Вот почему именно «Стенька Разин» вошел в историю отечественного кинематографа как первая игровая лента. В этом же году Ханжонков снимает картины по мотивам русских классических произведений и на исторические сюжеты: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты», а в 1910-м — картину «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири». Безукоризненная честность и аккуратность в исполнении принятых обязательств, высокая культура и образованность создали Ханжонкову репутацию самого честного российского кинопредпринимателя, и даже представители иностранных компаний вели с ним дела, доверяя «на слово», чего никогда не делали с другими. Созданная компания быстро и успешно развивалась: за период с 1908 по 1916 год на самой современной в то время ханжонковской кинофабрике было снято более 300 картин. Александр Алексеевич постоянно искал и находил, открывал и привлекал талантливых и неординарных людей, которые становились его сподвижниками. Ханжонков прекрасно понимал, что нельзя бесконечно эксплуатировать привлекающие зрителей «эффекты движения», слепо подражать западным фильмам, нужно научиться делать свое, отечественное кино как для взрослых, так и для детей. Вместе с первым в России сценаристом и режиссером Василием Гончаровым он в 1911 году снял первый исторический полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя». На его создание было выделено 10 тыс. рублей из государственного бюджета, и получено царское благословение, предоставлены для съемок регулярные войска. Фильм снимался на подлинных местах событий героической обороны Севастополя во время Крымской войны, а консультировал съемочную группу полковник М. Ляхов. После триумфальной демонстрации «Обороны Севастополя» Ханжонков был награжден орденом Святого Станислава второй степени и удостоен бриллиантового перстня с царской руки. Ему была выдана высочайшая бумага из канцелярии министра Двора, дающая право его компании на съемку в любом месте Москвы. Кинопредприниматель начинает создавать и первые детские ленты со знаменитым цирковым артистом и дрессировщиком Владимиром Дуровым. Вместе с режиссером-аниматором Владиславом Старевичем снимает семь мультфильмов. Ханжонков был также пионером в области производства просветительских и научно-популярных фильмов по физике, технике и медицине. Так, он принял предложение профессора-биолога В. Лебедева о создании фильма, основанного на микрокиносъемке. В результате четырехмесячной работы был создан научно-популярный фильм «Туфелька» (1912), рассказывающий о жизни простейших организмов. Задачи просвещения были для Ханжонкова первоочередными. Он подчас пренебрегал интересами выгоды во имя науки, образования и морали. В художественном кино у Ханжонкова снимаются известные драматические актеры Иван Мозжухин, Михаил Чехов, Вера Холодная, Вера Коралли, Александр Вертинский. Все они в скором времени стали подлинными звездами немого кино.  У Александра Алексеевича был неуемный характер. Он берется за новые и новые дела. Организует выпуск журналов «Вестник кинематографии» и «Пегас», открыл в Москве два кинотеатра: «Художественный» на Арбате и «Москва» на Триумфальной площади. Во время торжественного открытия последнего приглашенные артисты, художники, крупные банкиры и другая публика были засняты во время подъезда к кинотеатру. Пока проходили торжество и банкет, в студии оперативно проявили и смонтировали отснятую пленку. В финале она была показана, и именитые гости увидели себя на экране. Удивлению не было предела! Активно занимался Ханжонков и прокатом своих картин. Об этом свидетельствует письмо «Торгового Дома Ханжонкова и К°» к макеевскому кинопрокатчику Н. Н. Каликину, которое хранится в Макеевском художественно-краеведческом музее. Так что созданные им киноленты демонстрировались на его малой родине. Весной 1917 года Александр Алексеевич заболел и переехал в Ялту, где приступил к строительству «Ялтинского Голливуда» — киностудии, которая существует по сегодняшний день. На ней он организовывает полноценное кинопроизводство. Однако гражданская война резко изменили планы. Он эмигрирует со своей семьей в Константинополь, затем в Милан и Вену. Поселяется на арендованной вилле в Бадене, где организует исследования по созданию звуковых фильмов, но вынужден был их прекратить из-за нехватки финансовых средств. В 1923-м к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Он его принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время трудится консультантом «Госкино», а затем — заведующим производством «Пролеткино». В 1926 году он вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях. Из-за отсутствия доказательств, Ханжонков был освобожден из-под стражи, но получил запрет на работу, связанную с кинематографом, и был лишен политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, он вынужден был переехать из Москвы в Ялту. Более 10 лет Александр Алексеевич был не у дел, и, как он сам писал, «доведен до нищенского существования». Реабилитирован в 1934-м. В том же году, в связи с 15-летием советского кино и за большой личный вклад в историю отечественного киноискусства, получил персональную правительственную пенсию. Во время немецко-фашистской оккупации Крыма в 1941-1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте. Умер 26 сентября 1945-го, похоронен на городском Поликуровском кладбище. К счастью, память о создателе отечественного кинематографа продолжает жить. Построенный им в Москве электротеатр «Пегас» (впоследствии он носил названия «Горн», «Межрабпом», «Москва») стал «Домом Ханжонкова» — крупнейшим общественным кинофестивальным центром, где ежегодно демонстрируются сотни фильмов. А на его родине, в Макеевке, начиная с 2002 года, ежегодно проходит культурная акция чествования одного из выдающихся основателей отечественного кинематографа «Дни Ханжонкова», на которую приезжают известные кинематографисты и представители масс-медиа. Первые юбилейные празднования, посвященные 125-летию нашего земляка, и дальнейшие встречи с популярными артистами и режиссерами украинского и российского кино стали ярким проявлением народной любви и признания. В Макеевке была посажена «Аллея звезд», а имя основателя отечественного кино присвоено школе искусств № 2. Местный писатель и журналист Николай Хапланов в память о великом земляке написал объемную художественно-документальную повесть «Романтик экрана», которая увидела свет в 2007 году. 8 августа 2015 года в парке им. В. Воровского был открыт памятник А. Ханжонкову. В 2002-м, когда отмечалось 125-летие первого отечественного кинопродюсера, областная власть обратилась к известному российскому скульптору Зурабу Церетели с просьбой создать памятник нашему земляку. Скульптор согласился и даже побывал в Макеевке и Донецке, показав на встрече с журналистами свои эскизы. Однако потом у областной власти что-то с Церетели не заладилось, и этот проект был на годы заморожен. В жизнь его воплотил спустя 13 лет уже местный скульптор Олег Дубровин, правда, не в бронзе, как планировал Церетели, а в более дешевом материале — бетоне. Продолжение следует... #Донбасс_Лит_Ru #проза_Донбасса #поэзия_Донбасса #публицистика_Донбасса #Землячество_донбассовцев_в_Москве #Союз_писателей_России #история_Донбасса #культура_Донбасса #краеведение_Донбасса #искусство_Донбасса #наука_Донбасса #образование_Донбасса #писатели_Донбасса #поэты_Донбасса #Валерий_Герланец #кино_Донецк #Ханжонков